МБОУ "Маралихинская СОШ"

Меню сайта
Категории раздела
Школьные новости [203]
Статистика
АНАЛИЗ
воспитательной работы

МОУ «Маралихинская СОШ»
за 2009 – 2010 учебный год

Так сложилось, что школа, а особенно – сельская, во все времена являлась и является одним из самых влиятельных в плане воспитания детей социальных институтов. Но не единственным! Поэтому, анализируя результаты воспитательной деятельности, нужно уточнить, что это результаты не просто школьного, а социального воспитания, наряду с семьей и обществом. Согласно разработанной программе воспитания школа в прошедшем учебном году работала по следующим направлениям:
● воспитание гражданственности и патриотизма;
● спортивно- оздоровительное;
● организация культурного досуга;
● семейное воспитание;
● детское самоуправление.

Школьные педагоги ставили перед собой цели воспитания у ребят гражданских, гуманистических, творческих, социально-психологических и эколого-экономических качеств. Но это – общие критерии. Безусловно, что конкретные параметры, а, соответственно – цели и задачи классные руководители определяли в зависимости от возраста и особенностей классного коллектива.
Известно, что дети начальной школы очень непосредственные, увлекающиеся всем новым, в большинстве легко привязывающиеся к учителям и любящие их, как своих вторых мам. Поэтому работа педагога в начальной школе интересна, но, вместе с тем, очень трудна. В этом периоде происходит интенсивное формирование познавательной деятельности, а, также, развитие коммуникативной общенческой деятельности, начинается осознанное отношение к общению и совместной деятельности. Поэтому очень важное значение имеют проведенные учителями Болотовой Т.П., Земеровой Л.М., Даринг Т.В. и Щепиной Н.Н. классные часы, беседы и праздники, среди которых можно выделить «Праздник Осени», «Нашим мамам», «Мир грибов», веселые старты. На классных часах основное внимание учителя уделили воспитанию общей культуры, изучению и выполнению правил поведения, воспитанию здорового образа жизни.
Не остались ребята 1 – 4 классов на обочине школьной жизни. Они принимали участие в общешкольных и районных мероприятиях, где смогли проявить свои таланты и индивидуальность: конкурсах рисунков, поделок, спортивных мероприятиях, различных праздниках и предметных неделях. Причем в начальной школе, в отличие от старшего и среднего звена, невозможно выделить кого-то отдельно. Все ребята были активны. Загарин В. и Кудрич К. награждены Почетные грамоты Маралихинского СДК за участие в сельских праздниках, Парамонов Д., Шумаков Д., ШумаковН., Кишкин М., Щепина Н., Похорукова С., Стратулат О., Прусова В. (руководитель Татаринцева И.П.) получили сертификаты за участие в районных конкурсах детского рисунка «Моя мама» и «Мир глазами детей». Во II и III звене у детей происходит развитие индивидуальности (интереса к своему «Я», открытие себя как личности) и социальности (умения демократически организовывать совместную деятельность). Деятельность ребенка характеризуется началом интенсивной дифференциации (от учебы и общественной работы до асоциальных поступков). Наши учителя стремятся к раскрытию потенциала личностного развития каждого ребенка, что выражается в признании достижений подростка, его понимании, консультациях в делах, общении и т.д. В течение года им пришлось решать не только перспективные, но и текущие воспитательные задачи. Особенно сложные проблемы возникали у классных руководителей 5 (Петенева Е.С.) и 9 (Похорукова О.С.) классов. В 5 классе происходит адаптация ребят после начальной школы, а в 9 классе у некоторых ребят отношение к учебе, людям, самому себе находилось на тревожном и порою критическом уровне. Все педагоги школы очень плотно взаимодействовали с родителями по реализации программ воспитания, применяли различные формы работы: родительские собрания, беседы, анкетирования, лекции, демонстрации фильмов и их обсуждения. Одна из ведущих ролей в воспитании отводится в нашей школе творческой деятельности – коллективной, групповой и индивидуальной. Сочетание этих форм оптимально, но коллективные надо признать более трудоемкими в исполнении, яркими и интересными. Наиболее сильными, проникновенными, достигшими не только поставленных целей, а глубин детской души стали мероприятия: - «Письма матери» (о Куксиной М.С. -матери Шукшина В.М.); - «Река жизни» (встреча с донором Похоруковой Г.); - концерт, посвященный открытию «Года учителя»; - вечер «Песни военных лет»; - «Огонь Краснодона» (видеоэкскурсия по музею Молодой Гвардии); - Факельное шествие и митинг 8 мая. Ребята 5 – 11 классов объединены в детскую организацию «СССР», имеющую свой Устав, девиз, форму, флаг и герб. В нее входит 5 отрядов: «Высшая лига», «Орленок», «Радуга», «Родничок», «Данко» и «Монолит». Такая организация – один из самых оптимальных способов развития детского самоуправления. Она имеет президента и управляющий совет. На выборах актива школы в 2009 году победила Паршина Р. Одновременно прошли выборы депутатов в РСУМ, ими стали Пучкин А. и Горбатовских Ф. Нельзя назвать уровень развития самоуправления высоким, возможно, дело в самих ребятах. Они более ведомы, недостаточно инициативны, порою полностью полагаются в организации дел на педагогов, оставляя себе лишь исполнительскую роль. Одним из сильнейших методов мотивации учебной, общественной и творческой деятельности классных коллективов являются соревнования между отрядами. Ребята самостоятельно сравнивают и оценивают полученные результаты, каждую четверть и по итогам года на совете они комплексно учитывают выполненную работу и выявляют победителей. В 2010 году 1 место второй год подряд занимает отряд «Радуга» (7 кл.), «Данко» (10 кл.) - на втором и «Высшая лига» (5 кл.), не затерялись в бурной школьной жизни, - на третьем месте. В течение года лидеры постоянно менялись, все отряды шли очень плотно, и интрига, кто-же станет победителем, сохранялась до последнего момента. Школа имеет свои традиции, сохранение, соблюдение которых психологи считают очень эффективными моментами в воспитательном процессе: - « Праздник первого звонка» - сентябрь. - «Осенний бал» - сентябрь - «Операция пожилой человек» - сентябрь, октябрь - «День самоуправления» - октябрь - « День матери» - ноябрь. - « Новогодний калейдоскоп»- декабрь. - «День юного героя – антифашиста» - февраль - « День защитника Отечества» - февраль. - « 8 марта»- март. - «Дни воинской Славы» - «Операция ветеран» - апрель, май - « День Победы» - май. - «Приём в детскую организацию» - май - « Праздник последнего звонка» - май. - « Выпускной бал» - июнь. Отдельно следует сказать, что наибольшая часть работы, мощный поток дел и мероприятий, были посвящены в этом году празднованию 65 – летия Великой Победы. Эта работа в той или иной форме проводится ежегодно, и все же наши дети далеки от страшной поры, они не понимают и не представляют, что пережило военное поколение. Но главное – ребята помнят, какую цену заплатила наша страна за мир на земле, за то, чтоб мы ежегодно 9 мая гордились своей Родиной. Самым главным в этом направлении является организация посильной помощи ветеранам, проживающим на территории села. К сожалению, их с каждым годом становится все меньше… Школа приняла участие практически во всех районных конкурсах, которые интересны, но, вместе с тем, трудоемки, требуют огромной подготовки, чем существенно отвлекают внимание от внутришкольной работы. Сельские школы – маленькие, поэтому одновременно во всем участвовать и при этом полноценно вести школьную деятельность очень трудно, а порою – невозможно. Так сложилось, что наша школа в последние годы выглядит на районном уровне очень достойно, и терять престижное реноме не хотелось. Мы вошли в тройку лидеров в конкурсах: - социальный проект «Я - гражданин России», Котельникова А., руководитель Горбатовских В.П. – 2 место; - конкурс «Лидер», Лобанова О. – 3 место; - «Безопасное колесо», рук. Моисеев В.П. – 1 место; - «Равнение на знамя», рук. Моисеев В.П. – 1 место; - «Деловые люди Алтая», Астанина Ю. рук. Лобанова Т.И. – 1 место: - Историческая конференция, Черникова Н., рук. Лобанова Т.И. – 1 место; - «Я выбираю жизнь», Черникова Н., рук. Татаринцева И.П. – 1 место. И по итогам смотра детских организаций мы стали третьими. Замечательно. Но есть к чему стремиться, если районное направление работы мы посчитаем приоритетным и для 2010 – 2011 года. Конечно, ребята гордятся своей школой, организацией, своими достижениями, формируется психология успеха. Но давление, производимое районными мероприятиями, очень сильное, их график очень плотный, следствием чего стала постоянная корректировка школьного годового плана воспитательной работы, что порой приводило к хаотичности, некоему «броуновскому движению», в результате на школьном уровне многое осуществить не удалось. Анализ поступков, результатов деятельности и отношений учащихся позволяет в целом оценить воспитательную работу педагогического коллектива школы в 2009 – 2010 году положительно. Теперь целесообразно провести анализ факторов, влияющих на результаты воспитания. Конечно, проведение качественного анализа всех факторов не представляется возможным, но попытаемся обратить внимание на основные. 1. Общественные факторы. Семья. Прежде всего воспитание ребенка начинается в семье. К сожалению, менее половины семей наших детей являются функционально состоятельными. Остальные можно отнести к группе риска. Среди них большинство – с низкой психолого-педагогической культурой, неправильным стилем детско-родительских отношений, много семей с хронически обостренными взаимоотношениями супругов. Как говорилось выше, педагоги школы работают с родителями, но не всегда получается что-то изменить и на кого-то повлиять. Педагогический коллектив. Педагогический коллектив школы ориентирован на гуманистическое воспитание, но часть учителей, как говорится «старой закалки» отдают предпочтение авторитарным установкам. Наши учителя владеют обширным арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса. Часть поставленных задач реализуется через планомерную работу педагогических советов и методических объединений. Объединяются для проведения предметных недель, которые способствую развитию кругозора, познавательного интереса ребят. Предметные недели ребята всегда ждут и с удовольствием в них участвуют. Среди педагогов с сильной профессиональной позицией можно выделить Болотову Т.П., Харину Л.А., Петеневу Е.С. Так же добрых слов заслуживают классные руководители Похорукова О.С. – участник конкурса «Классный руководитель -2010», Земерова Л.М. – участник конкурса «Учитель года», Парамонова Е.В. классный руководитель отряда «Радуга», победителя соревнований между отрядами. Уровень развития первичных детских коллективов. Не все классы школы можно назвать развитыми коллективами, часть находится на стадии коллективообоазования, есть классы, состоящие из разрозненных групп. Плохо то, что есть ребята, хоть их и не много, отверженные и не принятые в своих коллективах. Учителя стремятся решить эти проблемы, и положительная динамика прослеживается. Многим ребятам коллектив помог развить личность, стать лидером, но есть и те ( в основном – мальчики), в ком под действием коллектива происходят процессы усреднения и нивелирования. 2.Организационные факторы. Использование воспитательных возможностей различных видов деятельности. В организации воспитательного процесса учителя рационально используют и учебно-познавательную, и творческую, и спортивно-оздоровительную, и трудовую, и игровую деятельности. Проводимые в школе дела направлены не просто на то, чтобы научить ребят, заполнить время, выполнить работу, все они несут ценностную воспитательную нагрузку. Стимулирование детского самоуправления. На уровне района, школы и класса созданы условия для детского самоуправления, которые реализованы в виде организации «СССР» (Союз Свободных Справедливых Ребят), РСУМ (Районный Совет учащейся молодежи). Они являются значительным средством для воспитания ответственности, самостоятельности, достоинства, гордости за свой класс, школу, духа коллективизма и соперничества. Предметно-эстетическая среда. Создание воспитательного пространства школы актуально в любое время, достоверно известно влияние на человека окружающей обстановки, цвета и форм. Под влиянием этих факторов у ребенка формируется бережное отношение к школе. Руководство школы и педагогический коллектив, исходя из имеющихся возможностей, стремятся максимально благоустроить школу и прилегающие территории, облагородить, озеленить, эстетически сделать более привлекательной. Воспитательный комплекс школы включает зал Боевой и Трудовой славы, школьный музей. Внутришкольное повышение квалификации педагогов. Так получилось в прошедшем году, что классные руководители более квалифицированы, чем заместитель директора школы по воспитательной работе. Поэтому методическая помощь им оказывалась очень слабая. Педагогам трудно увидеть свой потенциал, «точки роста», поэтому на методических объединениях старались выявить резервные возможности качества воспитательной работы классных руководителей. 3. Ресурсное обеспечение. Материально-техническая база. Современная школа имеет реальные мощные технические возможности для воспитания школьников, которые увеличиваются и совершенствуются с каждым годом. Что имеем, все используем максимально. Есть библиотека, спортзал, стадион, Интернет, проведена локальная сеть. Не хватает спортивного, туристского и игрового снаряжения. При проведении мероприятий широко применяются ИКТ-технологии, не упускаем возможности использовать звуковую аппаратуру и компьютерное оборудование. Средовые ресурсы. Наше село расположено в предгорной зоне Алтайского края, и природа, окружающая его поражает своей красотой, многообразием, безбрежностью полей с одной стороны и далеким величием гор – с другой. Она вызывает эмоции восторга и будоражит воображение. Это благоприятно для походов, туристических игр и экологической работы. К сожалению, недостаточно культурных объектов, которые можно использовать в воспитании ребят. Нет возможности посещать музеи, театры, нет храмов, спортивных и развлекательных центров. В селе есть Дом культуры, работники которого сотрудничают со школой и привлекают ребят для участия в культурной жизни села. В этом году построена новая хоккейная коробка, привлекающая мальчишек даже в сильнейшие морозы. Есть памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, за которым ребята по очереди ухаживают, к которому несут поминальные свечи 8 мая и цветы 9 мая, у которого 8 и 9 мая самые достойные стоят в Почетном карауле. Финансовые ресурсы. «Денег много не бывает», а нашей школе их катастрофически не хватает. На организацию воспитательных дел их выделяется крайне мало, так как выделять нечего. Несомненно, все финансовые вложения – на поощрение ребят в конкурсах, призы победителям соревнований, транспортные расходы на соревнования, участие в районных фестивалях и праздниках, дали положительный результат. Но они недостаточны, из-за финансовых проблем пришлось отменить участие ребят в краевом конкурсе «Безопасное колесо», некоторых районных соревнованиях. Незначительную спонсорскую помощь школе несколько раз оказывали местные предприниматели, но богатых в селе нет, поэтому регулярного меценатства нет тоже. Еще один аспект финансовой поддержки воспитания – поощрение работы классных руководителей. Не секрет, что оплата труда педагогов низкая, а за классное руководство они практически ничего не получают. Отсутствие материальной компенсации за растраченные эмоции, нервы, силы, время постепенно приводят к нервной нестабильности, а затем – переутомлению и профессиональному «выгоранию». Слава Богу, наши учителя еще держатся, но роптание в их рядах нарастает с каждым годом, многие хотят отказаться от классного руководства. А когда классное руководство для педагога – лишняя обуза, положительных результатов воспитания ждать не приходится. Частично проблема решается с применением стимулирующей оплаты труда. Но полностью она не может быть решена на школьном уровне, в большей степени это зависит от федеральных органов управления образованием. В завершение можно сказать, что нет ничего идеального, к идеалу можно только стремиться. Возможно поднять качество воспитательного процесса, не надеясь на умных дядей из Москвы. Проблемы существуют, в своем большинстве они выявлены. Значит, с их учетом нужно планировать деятельность на следующий год.
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей











Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz